olga_kurto


черновики Ольги Курто


Previous Entry Share Next Entry
О. Курто. Китайско-русский центр культуры и искусства г. Тяньцзинь. Часть 1.
olga_kurto

При цитировании или любом использовании ссылка на меня Курто О.И. обязательна. Использованные в статье материалы любезно предоставлены мне советником центра Владимиром Георгиевичем Ульяновым.

В одном из красивейших мест Тяньцзиня – в итальянском квартале – расположился уникальный центр – Китайско-русский центр культуры и искусства (
中俄文化艺术中心). Неожиданная встреча с кусочком России в центре китайского мегаполиса вызывает искреннее и неподдельное удивление. Хотя совершенно напрасно! Не следует забывать, что история русского присутствия в Тяньцзине весьма продолжительна.

В одном из центральных тяньцзиньских музеев представлена следующая таблица:

Британская концессия: основана в 1860 г.; первоначальная площадь – 460 му[1]; общая площадь – 6149 му.

Американская концессия: 1860 г.; 131 му; с 1902 г. вошла в состав британской концессии.

Французская концессия: 1861 г.; 360 му; 2860 му;

Немецкая концессия: 1895 г.; 1034 му; 4200 му;

Японская концессия: 1898 г.; 1667 му; 2150 му;

Российская концессия: 1900 г.; 5971 му; 5971 му;

Итальянская концессия: 1902 г.; 771 му; 771 му;

Австро-венгерская концессия: 1902 г.; 1030 му; 1030 му;

Бельгийская концессия: 1902 г.; 747,50 му; 747,50 му.

            Как видно из таблицы, занимаемые русскими в центре города территории были одними из самых крупных. Русская концессия возникла в 1900 г., после того как объединённая армия восьми государств вторглась на территорию Китая. Российская концессия расположилась на большой площади вдоль железной дороги и по левому берегу реки Хайхэ, чем существенно затруднила железнодорожные перевозки французской и британской концессий. Великобритания и Франция вступили в переговоры с Китаем, в результате которых Россия согласилась передать прилегающие к железнодорожной станции районы в распоряжение Китая, а занимаемые русскими площади сместились на запад и восток. После Октябрьской революции 1917 г. советское правительство передало права на занимаемые русскими в Китае территории китайскому народу. Но ещё до 1919 г. в Тяньцзине действовало почтовое отделение Российской империи.

В музеях города можно встретить фотографии, иллюстрирующие жизнь русской концессии, её улиц и людей. В районе Хэдун в доме №88 по Одиннадцатой улице (河东区十一经路88) располагалось российское консульство. В 1896 г. в Тяньцзине был открыт филиал Русско-азиатского банка[2]. Здание этого банка – одна из немногих русских построек Тяньцзиня, доживших до наших дней. Фотографии этих зданий и образцы российских государственных кредитных билетов достоинством в сто рублей также представлены в центральных музеях Тяньцзиня. А среди фотографий солдат иностранных армий, есть фотографии и русских казаков с лихо закрученными усами.

 Именно из-за немногочисленности сохранившихся русских объектов истории увидеть в центре города островок русской культуры особенно приятно, тем более что знают о нём пока, к сожалению, далеко не все. Китайско-русский центр культуры и искусства расположен в Итальянском квартале города, недалеко от набережной Хайхэ, в одном из старинных особняков. Вход в двухэтажный особняк украшает красивая серая  лестница. Всё здание можно условно разделить на две части: одна из них приспособлена для приёма гостей, вторая – место напряжённой, но приятной работы.

Холл первого этажа украшают многочисленные фотографии почётных гостей центра, фотографии мероприятий, в которых участвовали его сотрудники и т.д. Одно из центральных мест занимают плакаты с приветственным словом к гостям и с перечнями намеченных на год мероприятий.

Слева от холла небольшой зал для отдыха. Здесь гости центра могут посидеть за уютными столиками и выпить гостеприимно предложенные радушными хозяевами напитки. На барной стойке, выполненной в красно-коричневых тонах, водка «Путинка», «Кострома» и др., коньяк, ликёры, вина, кофеварочная машина. Бросаются в глаза семь расписных русских матрёшек, большая конфетница из Хохломы, расписные пасхальные яйца. Здесь же предложены в ассортименте продукты российских кондитерских фабрик: шоколад «Алёнка» кондитерского завода им. Н.К. Крупской, шоколад «Особый», печенье «Сахарное», «Осеннее», «Шахматный тур», «Юбилейное», «Байкал-презент», вафли «Хрустик», леденцы в цветной жестяной банке и пр.

Справа от холла гостиная. Обычно здесь проводят встречи с друзьями и гостями центра. На белых стенах прекрасные образцы каллиграфии и китайские живописные полотна, одно из самых примечательных среди которых изображает крадущегося тигра. А на самом видном месте – китайский и российский флаги.

            Из холла на второй этаж ведёт лестница, где расположены рабочие кабинеты двух руководителей центра – директора центра, художницы Ван Сюлин и советника Ульянова Владимира Георгиевича.

            Китайско-русский центр культуры и искусства совсем юн. Он был создан в октябре 2009 года, по инициативе Правительства города Тяньцзинь. Это общественная непроизводственная организация, целью создания которой служит «обмен достижениями Китая и России в области культуры, искусства и просвещения, а также расширение взаимопонимания и укрепление уз дружбы между народами Китая и России». Содействуя такому начинанию, правительство города создало благоприятные условия для роста и развития центра. Во-первых, центр был на два года освобождён от уплаты аренды. Во-вторых, в течение первых трёх лет работы центр освобождается от уплаты налогов и получает дотацию в размере 1 млн юаней (5 млн рублей). В-третьих, городские власти выразили готовность субсидировать международные проекты в области культуры, искусства и просвещения. В-четвёртых, центру предоставляется право на ведение торгово-экономической деятельности, осуществлять которую может специально созданная внешнеторговая культурно-экономическая организация.

Владимир Георгиевич Ульянов – один из тех, чьими руками создавался и создаётся образ Китая в России. Своё имя он получил в честь Владимира Ильича Ленина, и образ советского лидера сопровождает его на протяжении всей жизни. Будучи молодым человеком, хорошо владеющим немецким и английским языками, он поступил в Институт востоковедения, где начал изучать китайский язык. После окончания института Владимир Георгиевич 20 лет прожил в Китае, около 10 лет проработал в дальневосточном отделе газеты «Правда». Иными словами, всю свою жизнь он служит делу укрепления дружбы между нашими странами. По стопам отца пошла и его дочь Влада, с 1998 г. живущая и работающая в Пекине.

В 2005 г. происходит знакомство и начинается дружба Владимира Ульянова с талантливой китайской художницей Ван Сюлин.



[1] 1 му = 1/15 га (667 кв.м)

[2] См. статью Ольги Курто «Русские банки в Китае»


?

Log in

No account? Create an account